3d_shka (3d_shka) wrote,
3d_shka
3d_shka

Categories:

Три толстяка (1966) революционно-приключенческая сказка . Любимый фильм детства



«Три толстяка» — советский художественный фильм-сказка по одноимённой повести Юрия Олеши режиссёра Алексея Баталова.



Очаровательная сказка писателя Юрия Олеши, по которой снят этот фильм, завоевала не одно поколение советской детворы.

История о ловком канатоходце Тибуле, смелой и дерзкой девочке-кукле Суок, добром докторе Гаспаре и о тиранах-правителях Трех Толстяках. И главное о том, как искренность и любовь побеждают в маленьком человеке - наследнике тиранов Тутти - все ненастоящее и наносное, пробуждая в нем самого обычного мальчишку…





Вещь в своем роде совершенно уникальная. В этом жанре у нас ни до "Трех толстяков", ни после не снималось ничего. Да и не писалось, пожалуй, тоже. Потому и обозначить жанр непросто.







Уверенно можно сказать лишь одно: фильму сорок с лишним лет, а он не стареет. И смотрится с интересом каждым новым поколением подростков. Сюжет незамысловатый, добро довольно уверенно побеждает. Понятно, кто "хороший", а кто "плохой"... И все же есть что-то такое, что нелегко сформулировать, но именно это что-то и делает картину нестандартной и увлекательной. Да, прекрасный актерский состав - как взрослый, так и детский.





* Автор сценария: Алексей Баталов, Михаил Ольшевский
* Режиссёр: Алексей Баталов, Иосиф Шапиро
* Оператор: Сурен Шахбазян
* Художники: Белла Маневич-Каплан, Исаак Каплан
* Композитор: Николай Сидельников

Производство СССР, 1966












И хитро закрученное действие, без временной и географической привязки, сказка на все времена. И всеже этого мало для такого долголетия - мало ли было снято хорошего в те времена. Кроме того, все эти революционно-социалистические штучки со свержением Толстяков и установлением власти народа нынче мало кого "греют" из молодежи... Так что есть тут какая-то тайна. Искусство же, как -никак...



Интересный факт: Алексей Баталов любит обходиться на съемочной площадке без дублеров. Так при съемке фильма « Три толстяка », герою Баталова Тибулу, необходимо перейти по проволоке с одного здания на другое. На то, чтобы выполнить трюк самому, актеру потребовалось учиться этому год и два месяца!



В картине Алексея Баталова « Три толстяка » роль Суок исполнила девочка Лина Бракните. Петр Артемьев, сыгравший там же роль наследника Тутти, рассказывает, что работать вместе с Линой было легко, только вот озвучка у нее не очень хорошо получалась, поэтому некоторые сцены в фильме за нее озвучивала Алиса Фрейндлих. После выхода « Трех толстяков » на экраны, Лина, как это ни пошло будет сказано, проснулась знаменитой.



Алексей Баталов, пригласил именно Лину на роль Суок, в романтической сказке Юрия Олеши "Три толстяка". Для Баталова это был новый режиссерский опыт - экранизировать это нестандартное, странное произведение. Для юной актрисы же это был новый вызов. Ради работы в этой киносказке, Лине Бракните вновь пришлось оставить родной Вильнюс и переселиться в Ленинград (Санкт-Петербург).Уже тут ей пришлось адаптироваться к новым условиям - жить в чужой семье, ходить в другую школу. Однако Лина быстро справлялась со всеми трудностями - как вспоминает сам Баталов, она тогда быстро училась, причем училась с таким, удивительным, артистическим упорством.



Актер, пробующий свои силы в режиссуре, был доволен своим выбором. "Девочку на роль Суок мы искали очень пристально, с пристрастием, - вспоминал спустя много лет, в одном из интервью, Алексей Баталов. - Было просмотрено более ста девочек, среди которых была и Лина. Как только мы увидели её, то поняли, что наконец-то нашли героиню."



Роль в сказке, для юной Лины, оказалась сложнее, чем её первая работа, ей неожиданно пришлось постигать все тонкости циркового искусства, в основном такие, как акробатика и жонглирование! С литовской девочкой занималась лично жена Баталова, которая являлась цирковой актрисой. С начала у Лины плохо всё получалось, однако её упорство дало положительные результаты, после которых уже можно было приступать к съемкам.



Киноэкспер тАлександр Павленко о роли Лины Бракните в "Трех толстяках"- "Нет, вряд ли я смогу передать скромное очарование «Тёх толстяков» Алексея Баталова. Когда позже я познакомился с повестью, с оригиналом – он произвёл на меня несравненно более слабое впечатление. Фильм грациозный, скользящий, как Тибул по канату, ни разу не обрывающийся ни в слащаво-навязчивую поэтичность, так портящую текст Ю.К.Олеши, ни в разухабистое приключенчество «Неуловимых мстителей». Лина одушевляет этот фильм. Вероятно, по изначальному замыслу режиссёра она должна была служить «персоной идентификации» – «одна из нас, оказавшаяся там».


Суок и кукла

Но Лина не стала «одной из нас», «девочкой с соседнего двора», как это хотелось великому Станиславскому. Суок Лины полна подлинного аристократизма и мы, бедные дети с пыльных дворов пятиэтажных хрущевских кварталов, могли только мучительно тосковать о девочке, способной вот так спокойно, с полуулыбкой, на просьбу рассказать о себе, ответить «я ничего не знаю». Когда Наследник Тутти кидается на гвардейские штыки с криком «Отпустите её!» и падает с пулей в груди, мы все его прекрасно понимали – умереть ради такой Суок – это честь".



Сцена, где Суок насвистывает на ключе и танцует, одна из самых завораживающих сцен мирового кино. "Только ты ложись", - заботливо говорит она и начинает насвистывать на ключе простенькую и сентиментальную мелодию. Она переступает с ноги на ногу и начинает танцевать, кажется, даже не осознавая этого. Это одно из тех мгновений, когда киноискусство поднимается к чистой поэзии, не передаваемой словами.



Баталов делал романтическую сказку, и Лина с азартом отыграла все положенные романтические позиции циркачки Суок. Особенность "Трёх толстяков" Баталова в том, что все без исключения герои (от Луспекаева и Лямпе до Валентина Никулина) играют подчёркнуто отстранённо - из-за масок персонажей то и дело выглядывают веселящиеся актёры.



Кстати, имя сказочной девочки Суок- это фамилия жены Юрия Олеши- Ольги.
В Одессе, в семье австрийского эмигранта Густава Суок родились и выросли три девочки: Лидия, Ольга и Серафима. Лидия стала женой Эдуарда Багрицкого, а Серафима в первом браке жена Владимира Нарбута, во втором - Виктора Шкловского.



Юрий Олеша женился на средней из сестер Суок — Ольге. Именно ей посвящена его знаменитая сказка «Три толстяка». Но для всех знавших Симу Суок было очевидным: это она — циркачка Суок и кукла наследника Тутти. Это не было тайной и для Ольги. Сам Олеша говорил ей: «Вы две половинки моей души». Юрий Карлович Олеша написал «Трёх Толстяков» в 1924 году. Взрослые сразу поняли, что эта история про революцию. Что совершенно не мешает детям вот уже восемьдесят лет зачитывать «Трёх толстяков» до дыр, а фильм прочно вошёл в классику советского кинематографа.



Я очень люблю этот фильм, помните песенку-

Как лететь с земли до звёзд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар, –
Знает доктор наш Гаспар.

Разве не напевали вы её в детстве? Разве не пытались свистеть на ключе? Разве не копировали кукольные движения? Все мы получили от этой сказки очень много настоящих чудес...



Photobucket Первая работа в кино - главная роль в фильме "Девочка и эхо". Через два года Алексей Баталов, просмотрев сотни претенденток на роль Суок в фильме "Три толстяка", выбрал ее... Потом был ещё один замечательный фильм - "Дубравка" (Приз за лучшую женскую роль на Республиканском кинофестивале 1967 года) . "Во ВГИК поступать мне не хотелось, надо было уезжать из дома, а я и так к тому времени наездилась. Поэтому со спокойной душой поступила на исторический факультет Вильнюсского университета. Меня интересовала античная история, актерство же только отвлекало от любимого занятия. После окончания работала в библиотеке научного института. А сейчас я помогаю мужу, он - известный в Литве фотограф и книгоиздатель Раймондас Пакнис." (из интервью Бракните, по мужу - Пакнене) Интервью от Экспресс Газета - Лина, нам сказали, что вы мало изменились, и это действительно так. Прекрасно выглядите! - Меня действительно до сих пор узнают. Недавно пошла с Симбой на рынок, а продавец еще и подарок в пакетике преподнес со словами: «Это вам, Дубравка!» Чаще всего меня узнают именно по этой роли. Пытаюсь держаться в форме и за лицом ухаживаю. Пользуюсь только хорошей косметикой, дорогими кремами. Диет особых никогда не соблюдала, только после рождественских праздников стараюсь делать разгрузки. Моложавая внешность у меня от мамы Оны: она до самой смерти, а ей было уже за 80, хорошо выглядела. Мамы не стало в прошлом году, тот год вообще был для меня тяжелым. Не стало и моего любимого пса, который жил с нами много лет. Моя дочь и зять, видя, что я переживаю, решили мне подарить Симбу. Photobucket
- Кажется, у вас вообще хороший район? - Да, очень зеленый, мы в 2001 году купили здесь квартиру - пять жилых комнат. Ой, - отвлеклась Лина от рассказа о доме, - посмотрите, сколько цветов вокруг. Обожаю вот эти синенькие. Забыла, как они по-русски называются. - По-русски вы как раз замечательно говорите! - Сейчас у меня появился акцент, а раньше сама свои роли озвучивала. Я уже и забыла, когда была в России в последний раз, а говорю хорошо, потому что читаю много на русском. Ваши книги у нас стоят гораздо дешевле, чем литовские. Photobucket
- Лина, почему вы все же бросили актерскую карьеру? - На каждой съемочной площадке я все свободное время проводила то у костюмеров, то у гримеров. Все думала: кем бы мне стать? На «Трех толстяках» мне даже доверили гримировать массовку! Зато сколько интересного я узнала, встречалась с замечательными людьми,путешествовала!Но когда окончила школу, то обрадовалась в первую очередь не аттестату, а тому, что я теперь - взрослый человек и никто меня больше не заставит сниматься. Наверное, я просто пресытилась этой профессией. Мама не стала оказывать на меня давление.Не скрою, мысль пойти в театральный у меня была. Ведь, снявшись в пяти картинах,я набралась опыта.Но мне сказали, что в нашей консерватории на актерском отделении набирает курс преподаватель, который очень плохо относится к детям, уже игравшим в кино. Во ВГИК поступать мне не хотелось, надо было уезжать из дома, а я и так к тому времени наездилась. Поэтому со спокойной душой поступила на исторический факультет Вильнюсского университета. Меня интересовала античная история, актерство же только отвлекало от любимого занятия. После окончания работала в библиотеке научного института. А сейчас я помогаю мужу, он - известный в Литве фотограф и книгоиздатель
Раймондас Пакнис. Photobucket - Как одноклассники реагировали на вашу популярность? - По-разному. Некоторые завидовали. После моей первой картины «Девочка и эхо», где я буквально мелькнула голой, одна девочка мне сказала: «Я бы ни за какие деньги не согласилась на такое». Я сначала расстроилась, но быстро забыла про этот инцидент. А когда снималась в «Трех толстяках», мы все время с одной девочкой искоса друг на друга смотрели, когда встречались на «Ленфильме». Наряды друг у друга рассматривали, но ни разу и не разговорились. Кто-то из мальчишек тогда сказал, что зовут эту девочку Лена Проклова, она играет в «Снежной королеве». Photobucket - Мальчишки, наверное, бегали за вами? - Да, у Раймондаса была большая конкуренция, но он сумел всех обойти. Мы вместе уже 33 года. Вообще-то в детстве я больше любила мальчишеские развлечения: лазить по деревьям, в поход сходить. До сих пор путешествовать - одно из моих хобби. Мы с дочерью и мужем объездили много стран. Позже дочь Вика в Англии училась, и я у нее дней по десять жила. Дочь уже вышла замуж и подарила нам внука. Этим летом отправлюсь с ним в наш загородный дом.Вика - замечательный человек. На 50-летие она подарила мне диск со всеми моими фильмами. Сама записала. К слову сказать, дочку я назвала в честь героини моего первого фильма - Вики из картины «Девочка и эхо». - А чем вы занимаетесь для души? - Гуляю с собакой. Шью, вяжу, а вот готовить не особенно люблю. Когда-то я шила вещи и для мамы, и для младшей сестренки Руты, потому что за обыкновенными джинсами нужно было ехать к спекулянтам. Для моей комплекции вообще трудно было что-то подыскать. Хотя мы жили не так уж и плохо, моя мама заведовала гастрономом и часто дефицит какой-нибудь, кофе, например, могла поменять на импортные туфли - Симба! - позвала Лина убежавшего пса. Щенок с виноватым видом тут же нарисовался, и хозяйка принялась отчитывать его по-литовски. - Не понимает он у меня русскую речь. Вы уж извините, - улыбнулась она. - Есть еще одна причина, почему я не пошла в актрисы - комплексовала по поводу роста. Думала, ну куда же я, такая маленькая и худенькая, лезу? Вон какие красивые и высокие вокруг актрисы! - Со съемок взяли себе какую-нибудь одежду на память? - Нет, мне даже бант Суок не отдали. Недавно смотрела передачу про девушку, которая Мальвину играла, так она себе весь свой наряд оставила. Достает его теперь и показывает, а у меня ведь тоже красивое было платье. Только намучилась я с этим нарядом: платье на корсете, дышать было трудно. Photobucket - И грима, наверное, много накладывали? - Когда я по сюжету играла девочку, то косметики было не так много, а вот для куклы делали особый грим. Мне даже глаза наклеивали на особой пленке - кукла ведь не могла моргать, и Алексей Баталов думал, что я долго не смогу продержаться. Муляж куклы, конечно, был, но мою копию использовали только для трюковых сцен. Так вот вначале мне наклеивали глаза, а потом стали обходиться просто накладными ресницами. В парике в жару тоже было тяжело ходить. Часто он приклеивался к волосам, и его в некоторых местах «снимали» при помощи бритвы. Но все тяжелое забывается, а в памяти остается только лучшее. - А на что вы потратили свой первый гонорар? - Купила шампанское и угостила свою партнершу, взрослую актрису Гражину. А вообще гонорары за меня получала мама, я ведь тогда была несовершеннолетняя. Ой, сколько там этих денег-то было! На «Трех толстяках» платили 100 рублей в месяц. Но разве я тогда о деньгах думала? Вот сейчас в мире из-за этого кризиса страшная ситуация. У нас молодежь остается без работы. Вам, может, удастся быстрее из него выпутаться, все-таки страна побольше и побогаче, а у нас в Литве все будет гораздо сложнее. - Вас тоже кризис коснулся? - Лично меня - нет, мне много и не надо. Я хочу сейчас от жизни только одного, чтобы мои родные были живы и здоровы. Мечтаю больше времени проводить с дочерью и внуком... Может, пойдем обратно. Я вынесу кое-какие свои фотографии. Сможете переснять, что понравится. Кстати, взгляните направо - в этом особняке живет президент Литвы. Вот только фотографировать его дом лучше не надо. На прощание Лина попросила: - Ребята, увидите Баталова, передайте ему от меня привет. - Ему в прошлом году исполнилось 80 лет... - Что вы говорите?! - по-детски удивилась она. - Как замечательно он выглядит! Как же я пропустила его юбилей?! Звонить бы не стала, но вспомнила бы добрым словом. Я всегда с удовольствием смотрю передачи и фильмы с его участием. Скажите Баталову, что я его уважаю, помню и люблю. Пётр Артьемьев также,как и Лина не стал оканчивать актёрское,из его биографии удалось найти не так много. Родился 16 июня 1954 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский Государственный Университет, филологический факультет. С 1976 по 2001 годы работал учителем русского языка и литературы в школах Ленинграда, преподавал в ЛГУ. В 90-х годах работал в офисе ночным охранником. В настоящее время продолжает преподавательскую деятельность. Иногда снимается в массовках. Пишет стихи, играет в любительском театре. В "большом кино" больше не снимался. Photobucket
А вот та самая кукла наследника Тутти,которая была создана специально для фильма в 1966году.Сейчас она хранится в музее кукол. Photobucket










Subscribe

promo 3d_shka march 9, 2017 13:35 1
Buy for 100 tokens
Автор - Steampunk3D. Это цитата этого сообщения Мы с Робертом Шекли тестируем модульный 3D принтер « 3D Старт»- 1 часть Арнольд торжествующе распахнул люк. – Вот! – воскликнул он. – Смотри! Это панацея от всех возможных бед! Грегор вошел внутрь. Он увидел…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments