3d_shka (3d_shka) wrote,
3d_shka
3d_shka

Category:

Ученье – свет: история высшего образования для женщин


Вплоть до середины XIX столетия высшее образование являлось исключительно мужской прерогативой. Женщинам предписывалось заниматься домом и детьми, но никак не науками. Но однажды всё переменилось. Рассказываем, как дамы прокладывали себе путь в университеты, и какими были их первые альма-матер.
Первые студентки и преподавательницы

Конечно, и в древности, и в Средние века, и в эпоху Просвещения существовали различные формы женского образования. Дворянки штудировали пособия по этикету, изучали иностранные языки и играли на арфе. Дочери ремесленников осваивали профессию отца. Но о полноценной вышке – с ученой степенью и шапочкой магистра – речи быть не могло.

Впрочем, бывали и исключения. Поскольку в Европе университеты испокон веку являлись автономными организациями, самостоятельно творившими собственные законы и правила, порой в аудиториях находилось место и для представительниц прекрасного пола.

Например, в XIII веке в одном из старейших вузов мира Болонском университете степень доктора прав получила дочь тамошнего преподавателя – Дота д’Аккорсо. Она же добилась разрешения читать лекции наравне с профессорами-мужчинами

Но на этом история с женским образованием в средневековой Италии не закончилась. Вскоре за Дотой последовали и другие студентки. Новелла д’Андреа, Битгизия, Гоццацини занимались юриспруденцией, Доротея Букка прославилась тем, что после смерти своего отца возглавила кафедру практической медицины и нравственной философии. А к XVIII веку выпускницы Болонского университета добрались и до точных наук: Лаура Басси занимала кафедру экспериментальной физики и философии, Гаэтана Агнези преподавала аналитическую геометрию.



Надо сказать, что Болонья была не единственным местом в Европе, где можно было встретить студента в юбке. Например, в конце XVII столетия в Падуанском университете докторскую диссертацию защитила дочь прокуратора Венеции Елена Лукреция Корнаро Пископия.

Оберлен


Несмотря на пару-другую девичьих имен в списках студентов классических университетов, вплоть до позапрошлого столетия никому не приходило в голову поставить женское высшее образование «на поток». Лишь в XIX веке, когда феминистически настроенные особы развернули масштабную борьбу за равенство полов, вопрос высшего образования для женщин встал по-настоящему остро.

Первым ВУЗом мира, который стал принимать на обучение женщин (независимо от их сословной и расовой принадлежности, на равных с мужчинами условиях) стал небольшой колледж Оберлен в штате Огайо, США.





Как видно из названия ВУЗа, его основатели вдохновлялись идеями немецкого пастора Жана Фредерика Оберлена, прославившегося своей благотворительной и просветительской деятельностью.

Открытие колледжа состоялось 3 декабря 1833 года. Из 44 первых студентов 15 были женщинами. Правда поначалу дамы, обучающиеся в Оберлене, не получали научных степеней – лишь диплом об окончании «женского курса». Однако уже очень скоро ситуация изменилась: начиная с 1837 года студентки Оберлена могли претендовать на степень бакалавра.

Биркбек-колледж и Университетский колледж Лондона



Несмотря на волнения феминисток, старушка Европа никак могла угнаться за Штатами по части прогресса в сфере образования. Впрочем, кое-какие подвижки в этом деле всё же имелись.

Биркбек-колледж, ныне входящий в состав Лондонского университета, принимал на обучение студентов обоих полов уже в 1830-м году. Правда, на тот момент девушкам разрешено было присутствовать на лекциях лишь в качестве вольнослушательниц. Ни о каком дипломе или другом документе, подтверждающим полученное образование, речи не шло.

Двумя годами позже вольнослушательницы появились на лекциях по электричеству в еще одном подразделении Лондонского университета – Университетском колледже Лондона (UCL).

В 1860-е годы в том же UCL стали проводиться вечерние лекции «адаптированные для широкой аудитории, в том числе женской». И только в 1878 году в ВУЗе были организованы смешанные классы для студентов обоих полов, и у женщин стали принимать экзамены.

Увы, даже в это время о полном равенстве полов говорить не приходилось: студентки UCL могли изучать право и естественные науки, но к учебе на медицинских и инженерных программах допущены не были.

Остальные вузы туманного Альбиона не спешили открывать свои двери перед женщинами. Скажем, два наиболее авторитетных учебных заведения острова – Оксфорд и Кембридж – признали за девушками право на диплом лишь в 1880-е годы.

Цюрихский университет


Если говорить о континентальной Европе, то раньше других о полноценном высшем образовании для женщин задумались швейцарцы. Крупнейший ВУЗ страны, университет Цюриха, самим фактом своего существования был обязан характерной для своего времени тенденции к демократизации всего и вся.

Университет был основан в 1833 году путем слияния 3-х независимых колледжей – теологии, права и медицины. Впервые за почти тысячелетнюю историю европейской «высшей школы» миру явилось учебное заведение, созданное демократическим путем, без какого бы то ни было участия короля или Церкви.

Разумеется, статус самого прогрессивного ВУЗа Европы обязывал. В 1847 Цюрихский университет разрешил женщинам посещать лекции, а в 1860-е годы студентки вступили в борьбу за научные степени.





Кстати, из 63 дам, обучавшихся в те годы в университете Цюриха, 54 были нашими соотечественницами. Неудивительно, что первой женщиной, защитившей в Швейцарии докторскую диссертацию, также стала русская студентка – Надежда Суслова.

Высшие женские курсы


Конечно, Суслова, как и другие уроженки царской России, оказалась в Цюрихе неслучайно. Тогда в начале 1860-х годов у себя на родине Надежда Прокофьевна могла рассчитывать только на роль вольнослушательницы (в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии), но никак не на диплом врача.

Как и в большинстве стран Европы, в Российской Империи вплоть до конца 1860-х годов женщины в ВУЗах были явлением эпизодическим. Ситуация изменилась в 1869 году, когда в здании мужской гимназии в Петербурге у Аларчина моста открылись «женские курсы», призванные восполнить пробелы в среднем образовании прекрасных дам. Осенью того же года в Москве начали работу Лубянские курсы, также повторявшие программу мужских классических гимназий.

Программа Владимирских курсов, открывшихся месяцем позже, уже больше походила на систему вузовского образования. Лекции проводились «совокупно для мужчин и женщин», чтение каждого предмета (всеобщая и русская история, русская словесность, уголовное и государственное право, зоология, ботаника, геология, химия, анатомия и физиология) было рассчитано на 2 года.

К началу 1870-х годов к названию «женские курсы» стали прибавлять слово «высшие» (Московские высшие женские курсы, Высшие женские медицинские курсы), а содержание лекций и методика преподавания почти не отличались от университетских программ. Так появилась первая отечественная форма высшего образования для женщин.

Бестужевские курсы


В начале 1870-х годов российское правительство всерьез озаботилось проблемой «утечки мозгов». Эмансипированных особ, желавших заниматься наукой, не удовлетворяла роль вольнослушательниц при ВУЗах. Они, подобно Надежде Сусловой, всё чаще отправлялись за знаниями в Европу.

В 1873 году госкомиссия представила проект высшего учебного заведения для женщин с систематическим, университетским характером образования. Еще 5 лет понадобилось для того, чтобы воплотить разработку в жизнь. В итоге, в 1878 году в Петербурге в здании Александровской женской гимназии начали работу высшие женские курсы, названные по фамилии их первого директора Бестужевскими.

Чтобы поступить на курсы, необходимо было иметь аттестат о среднем образовании, метрическое свидетельство и свидетельство о политической благонадежности. Первое время в учебное заведение принимали только девушек старше 21 года, продолжительность обучения составляла 3 года. Позже возрастной ценз упразднили, а учебные программы расширили до 4 лет.

Основным источником финансирования курсов были сами студентки – за учебу в первом женском ВУЗе приходилось платить.





В 1880-е годы в связи с подъемом революционных настроений (особенно в среде образованной молодежи), правительство приостановило прием на все высшие женские курсы. Вскоре большая часть учебных заведений была закрыта, а «бестужевки» – единственные оставшиеся курсистки – попали под жесткий административный надзор. Девушкам запрещали собираться вне классов, жить на частных квартирах. Стоимость обучения существенно выросла, а число предметов сократилось. Словом, за политическую неблагонадежность пришлось заплатить сполна.

К счастью «эпоха запретов» продлилась не очень долго. К началу XX века правительство не только контролировало деятельность курсов, но и оказывало им материальную помощь. Осенью 1901 вышел указ «о допущении к преподаванию всех предметов в старших классах женских гимназий и прогимназий лиц женского пола, окончивших Бестужевские курсы». А в 1906 году «бестужевкам» разрешили преподавать и в мужских гимназиях.

Женский медицинский институт


Вплоть до последнего десятилетия XIX века ситуация с женским медицинским образованием в России оставалась довольно плачевной. С 1872 года при Медико-хирургической академии работали курсы акушерок, однако в 1892 году учебное заведение, существовавшее «на балансе» военного министерства, было закрыто по решению самого министра.

Тем не менее, медицинская общественность Петербурга хорошо понимала необходимость подготовки квалифицированных медиков женского пола. В 1897 году по инициативе выдающегося врача Сергея Петровича Боткина в столице на базе Петропавловской больницы открылся первый в России и в Европе медицинский вуз для женщин – Женский медицинский институт.



Учебное заведение существовало на частные пожертвования: на этапе создания института большие суммы предоставили сам Боткин, а также семья мецената и золотопромышленника Шанявского. Серьезный материальный вклад в развитие вуза внесла одна из его первых выпускниц, представительница семейства Нобелей, Марта Людвиговна Нобель-Олейникова. Благодаря сильной общественной поддержке в 1908 году на базе ЖМИ стало возможным открытие одного из первых в стране рентгеновских кабинетов.

А в 1916 году институт вышел на новый уровень. Женский ВУЗ, возникший как реакция на сексизм в российской образовательной среде, вывел борьбу с гендерным неравенством на новый уровень. Женский медицинский институт перестал быть чисто женским. В учебное заведение начали принимать юношей.

Валентина Гольцберг

источник

Subscribe
promo 3d_shka march 9, 2017 13:35 1
Buy for 100 tokens
Автор - Steampunk3D. Это цитата этого сообщения Мы с Робертом Шекли тестируем модульный 3D принтер « 3D Старт»- 1 часть Арнольд торжествующе распахнул люк. – Вот! – воскликнул он. – Смотри! Это панацея от всех возможных бед! Грегор вошел внутрь. Он увидел…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments